|
Думал ли Наполеон, что вовсю пиарил он?
Признаюсь, что подобный вопрос мне никогда в голову не приходил. А зря - у этого полководца многому можно поучиться.
И пришла я к такому выводу, прочитав одну из глав книги С.И. Беглова "Внешняя политическая пропаганда".
Так вот, мало того, что Наполеон обладал блестящими качествами лидера, организатора, так он еще умело
использовал эффективные методы PR- технологий.
И вот эта сфера деятельности, по сути еще не существовавшая в ту эпоху,
помогла стать ему единоличным правителем Франции и прослыть великим, талантливым полководцем.
Уверена, если бы существовала в те времена медаль Стефана Тайлентса,
вручающаяся за особые успехи в сфере PR президентом IPR, ее обладателем,
несомненно бы стал Наполеон Бонапарт.
Вот один из красноречивых примеров PR - деятельности Наполеона.
В своей политической деятельности он стремился добиваться влияния на массы,
взаимопонимания с народом. Для достижения этих целей умело использовал военные бюллетени,
приказы по армии, манифесты, воззвания к местному населению,
а также письма и обращения к видным деятелям страны. Таким образом,
подобным влиянием были охвачены практически все слои населения.
Чем не хорошо спланированная современная предвыборная кампания.
И еще, Наполеон справедливо осознавал необходимость организованной,
регулярно осуществляемой внешнеполитической пропаганды и овладения средствами публицистики.
Известно его изречение: "Четыре газеты смогут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия".
Поэтому на печать с "неугодными" идеями была наложена жесткая цензура.
В руках Наполеона газеты становятся серьезным оружием. Появляются издания,
предназначенные для утверждения его власти в завоеванных странах,
и одновременно для критики низвергнутой династии, высмеиваются статьи газет,
направленные против Франции. Наполеоном активно используется метод замалчивания информации и совершенствования приема дезинформации,
с целью введения врага в заблуждение. При этом делается все, чтобы заставить население уважать действующую власть,
восхищаться ею. Однажды, отчитывая полицейских наставников печати за то,
что некая газета привела точные данные о численности французских войск на одном из участков, полководец с досадой заметил:
"Если б газета учетверила число, - еще можно было бы допустить". Исходя из этого, используются приемы, направленные на то, чтобы сбить с толку неприятеля.
Наполеоновская полиция занимается распространением слухов, выгодных для императора. И еще один из мощных PR - приемов. Бонапарт стремился сделать все,
чтобы создать впечатление, что нарушителем мира перед каждой войной являлся не он, а его противник и приписывал ему различные зловещие замыслы. Все средства хороши в достижении цели!
В ход шли даже угрозы в сообщениях императора, внушающие то, что лишь горе ждет тех, кто осмелится сражаться против него. Чем не элементы черного PR
Итак, как мы видим, наполеоновская эпоха богата примерами различных PR-технологий: дифференцированный подход к различным группам, замалчивание неблагоприятных известий и выпячивание выгодных,
фальсификация данных, выдвижение легкодоступных лозунгов, постоянное повторение "полезных" тезисов, попытки осмеяния неприятеля, искажение аргументов враждебной печати и т. д. Какое богатое наследие для современных пиарщиков. Только анализируй и бери на вооружение. И не забывай, что новое - это хорошо забытое старое.
Вера Соколова.
|
•Адрес:
603005,
г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.2.
Деканат факультета международных отношений ННГУ.
Тел. 390-249 (декан, зам. декана, методист, диспетчер).
fmo@unn.ru.
|
|